Таблицы Шульте

Таблицы Шульте позволяют исследовать,  насколько развита способность концентрации и распределения внимания у дошкольников. Также работа с таблицами Шульте помогает развивать распределение и концентрацию внимания.

В случае, если таблицы используются для диагностики внимания основными исследуемыми параметрами будут скорость выполнения и количество ошибок по каждой таблице. В среднем предъявляют 5 таблиц в течении одного исследования. Для детей младшего возраста 5-7 лет возможно предъявление 3 таблиц уменьшенного объема (матрица 9 клеток).

Инструкция:

“В этой таблице цифры расположены не по порядку. Покажи и назови последовательно цифры от 1 до 25 (до 9 в уменьшенном варианте). Постарайся сделать это как можно быстрее и без ошибок.”

Скорость выполнения измеряется в секундах по каждой таблице. В случае предъявления 5 таблиц получится 5 показателей (Т1, Т2, Т3, Т4, Т5). Средняя скорость называется эффективность работы:

ЭР = (Т1, Т2, Т3, Т4, Т5)/5

Также можно определить степень врабатываемости. Этот показатель отражает нужно ли ребенку дополнительное время на подготовку перед выполнением основного задания или эффективность его работы сразу же достаточно высокая. В случае если время выполнения первой таблицы существенно выше, чем последующих делается вывод, что для эффективного выполнения работы нужна подготовка. Рассчитывается показатель следующим образом:

ВР= Т1/ЭР

Чем ближе показатель к 1, тем лучше врабатываемость.

Также выделяют показатель психической устойчивости. Рассчитывается показатель следующим образом:

ПУ= Т4/ЭР

Чем ближе показатель к 1, чем выше психологическая устойчивость. Если же время выполнения последних таблиц существенно выше, чем в начале работе, можно сделать вывод об истощаемости. То есть, пониженной способности сохранять эффективную работоспособность длительное время. Выявить причины этого можно на диагностике нейропсихолога. Как правило, такому ребенку трудно даются длительные задания, он делает больше ошибок в конце работы. Ему требуется делать паузы между заданиями.

По выполнению задания с 5 таблицами можно выявить, насколько сильно выражено у ребенка колебание внимания. Это заметно как в случае разницы скорости выполнения 5 таблиц, так и при выполнении одной таблицы.

В первом случае мы можем наблюдать картину, когда например скорость выполнения первой таблицы Т1 близка в возрастной норме, Т2 – существенно дольше, Т3 снова приближается к нормальной скорости, Т4 и Т5 – превышает нормативные показатели времени выполнения.

При выполнении одной таблицы колебание внимания ребенка заметно по неравномерности скорости выполнения. Ребенок может быстро искать первые 5 цифр, потом неожиданно запнуться и долго искать одну цифру. После чего следующие 6 снова находить  с легкостью, и снова “застрять” на поисках одной.

Таблицы Шульте 9 квадратов

 

Таблицы Шульте 25 квадратов

Для развития внимания таблицы используются следующим образом:

  • Начиная от более простых вариантов и переходить по мере прогресса к более сложным (больше элементов в таблице, добавлять разные  цвета цифр).
  • Для развития распределения внимания рекомендуют сосредоточиться на середине таблицы и стараться охватить вниманием всю таблицу одновременно. Сохраняя эту позицию продолжать последовательный поиск цифр. Таким образом развивается также периферийное зрение.
  • Еще одним вариантом усложненного выполнения Шульте будет поиск цифр с использованием одновременно левой и правой руки. Требуется таблица с цифрами двух разных цветов. При этом счет идет также последовательно, но цифры попеременно указываются то левой рукой (один цвет), то правой рукой (другой цвет). При этом тренируется также межполушарное взаимодействие.

 

 

 

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны