Тест “Деструктивные типы воспитания детей”

Данный тест выявляет наличие того или иного типов неправильного воспитания детей.  Эти типы воспитания имеют названия отражающие и особенности отношений родителей к детям, и преобладающий стиль родительского поведения.

Каждый тип описывает более менее устойчивую и последовательную линию поведения родителей по отношению к детям.

«Культ болезни» характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственников сосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, как реальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родители начинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания, которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поиску лучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантов возможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления (закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждой погоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях и царит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей — «беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.

Гипоопека — противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляются родительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учета индивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход дает возможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения, убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка, совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такой поддержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».

Безнадзорность — крайнее выражение гипоопеки, когда родители вообще не уделяют внимания ребенку и он сам добывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром. Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальное поведение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, в основном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью, агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам и нормам.

Повышенная моральная ответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, а также представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представлениях взрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социально одобряемое) и обратное — неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессе воспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянное чувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, что дошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызывает критику и неодобрение со стороны родителей.

«Ежовые рукавицы» — образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позиции родителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своим требованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частым применением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей, воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействия взрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полное подчинение, безволие.

«Золушка» — это образное название типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенке в основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другим детям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родители убеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляет смотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие у детей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам, неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимой родителями Золушкой.

Противоречивое воспитание реализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; сами родители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери и отцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеют различные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослые проявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенком в процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитания приводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей.

Гиперопека — тип воспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей, проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляя вместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивной деятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученной беспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыков деятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бы соломки ребенку на всю жизнь».

«Кумир семьи», «Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является в семье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения. Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются в реализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, где ребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых (родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристики такого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживать и сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.

Ситуативный стиль наименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей от различных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей, обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся в некоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей и предугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатывается приспособленческая позиция.

Смена образцов воспитания наблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одного ребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социального положения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровень требований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведением ребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтому вызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятие родителей.

Существуют также так называемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетание некоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результате суммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизнью ребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни со стороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силы родителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно, мнимыми заболеваниями ребенка).

 

Инструкция

 

Отметьте, согласны ли вы с каждым из утверждений. Постарайтесь не пропускать вопросы.

 

 

1.В нашем доме самый главный — наш ребенок.
2.Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.
3.Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.
4.Мой ребенок должен быть мне благодарен, что воспитывается не в детском доме, а в семье.
5.Как бы мой ребенок ни старался угодить мне, я в нем вижу много недостатков.
6.Если мой ребенок провинился, я сдеру с него три шкуры.
7.Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтоб он делал все только на совесть.
8.Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был здоровым.
9.Чем часами уделять внимание своему ребенку, для меня гораздо проще что-нибудь ему .купить.
10.Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желанный для него ответ.
11.Раньше я все позволял(а) своему ребенку, а теперь не позволяю ничего.
12.Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.
13.Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.
14.Я даю ребенку все — еду, одежду, кров, так зачем же еще уделять ему внимание?
15.Если бы Вы только знали, как мешает мне ребенок.
16.Мой ребенок в тысячу раз хуже, чем ребенок у соседей.
17.Мнение ребенка ничего не стоит, мнение родителей — закон.
18.Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом — права.
19.Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.
20.Мой ребенок привык получать подарки каждый день. Не пойму, чем он все время недоволен.
21.В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания ребенка.
22.Моя дочь (мой сын) никак ни понимает, что раз у нее теперь есть младший брат (младшая сестра), мы не можем уделять ей максимум внимания.
23.Я живу лишь ради своего ребенка.
24.Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…
25.Мне приходится воспитывать ребенка в основном по телефону.
26.Я не собираюсь уделять внимание своему ребенку. Мне его никто не уделял.
27.Я противопоставляю своего ребенка другим детям для его же блага.
28.Лучший способ воспитания — ремень.
29.Наш ребенок знает, что он должен оправдывать наши надежды.
30.Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.
31.Мой ребенок не нуждается ни в чем. У него есть даже «птичье молоко».
32.У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.
33.Не пойму, какая здесь трагедия, если теперь старшему ребенку достается меньше нежности и ласки, чем когда-то раньше, когда он в семье был еще один.
34.Смысл моей жизни — это мой ребенок.
35.Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.
36.У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.
37.Если даже мой ребенок не ночует дома — это его дело.
38.Моя дочь (мой сын) в сто раз способнее, чем сын (дочь).
39.Только страх, страх наказания — узда для моего ребенка.
40.Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.
41.Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я полностью лишаюсь покоя.
42.Мой ребенок знает, как я занят(а) на работе, а моя зарплата мне необходима, чтоб он не нуждался, как другие дети.
43.Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой, чтобы угодить нам всем.
44.После появления в семье новорожденного нам пришлось невольно поменять свой метод воспитания по отношению к старшему ребенку.
45.Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.
46.Я продумал(а) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.
47.Мое дело — приготовить что-то для ребенка. Съест ли он — это его забота.
48.Я не дам даже копейки на игрушки для ребенка. Надо же, чего он захотел.
49.Мне приходится все время поправлять своего сына (свою дочь), что бы он(она) ни делал(а), он (она) все делает хуже других.
50.Дисциплина — это наказание и страх.
51.Мой ребенок, знает, что ему необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы чего-то достичь в жизни.
52.Когда мой ребенок заболеет, я готова выполнить его любую прихоть.
53.Если у меня вдруг будет выбор: ехать мне в командировку, или же побыть с ребенком, я, конечно, выберу командировку, потому что это важно для карьеры, а ребенку привезу подарок.
54.В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.
55.Я теперь уже не балую ребенка, пусть довольствуется тем, что он имеет.
56.Все, что хочет мой ребенок, — для меня закон.
57.Где только можно, я оберегаю своего ребенка.
58.Мне родители почти не уделяли в детстве времени на мои заботы. Почему я должен(на) уделять?
59.Я совсем не для того родила ребенка, чтобы думать каждый день, во что его обуть, одеть, чем накормить. Пусть лучше об этом думает государство.
60.Я думаю, что лучший метод воспитания — противопоставление ребенка другим детям.
61.Лишь ремнем я отрезвляю своего ребенка.
62.В те часы, когда я на работе, старший сын (старшая дочь) заботится о младших.
63.Мне все время кажется, что мой ребенок заболел.
64.Если бы я сидела со своим ребенком дома, он бы не имел таких дорогих необычных игрушек, вызывающих зависть у других детей.
65.В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.
66.Моя дочь (мой сын) никак не может свыкнуться с той мыслью, что у нас в семье теперь кумир другой.
67.В нашем доме дышат все лишь в такт дыханию ребенка.
68.Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.
69.Я, конечно, за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.
70.Еще не хватало, чтобы я заботился (заботилась) о своем ребенке.
71.Я даже не скрываю того, что у меня среди моих детей есть свой любимчик. ,
72.Я не «пряником»- воспитываю своего ребенка, а «кнутом».
73.Я привык(ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.
74.Я согласна(сен), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.
75.Не пойму, чего не хватает моему ребенку. Мы купили ему даже планшет.
76.Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с женой (мужем) во взглядах на проблемы воспитания детей.
77.Моя дочь (сын) никак не хочет примириться с тем, что после моего развода с ее (его) папой у меня совсем уже нет денег, чтобы выполнять все ее (его) прихоти.
78.Мой ребенок знает, что он самый лучший.
79.Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус;
80.Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.
81.Когда мой ребенок заболеет, я врача не вызываю – выздоровеет сам.
82.Моя дочка (мой сын), видно, ожидает сказочного принца (принцессу), хотя ей (ему) еще так далеко до принцессы (принца).
83.Я привык(ла), чтобы мой ребенок мне беспрекословно подчинялся.
84.Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, иначе — я не потерплю.
85.Когда мой ребенок себя плохо чувствует, я дрожу над ним, как будто он новорожденный.
86.Думаю, что мой ребенок рад, когда себя я заменяю новой безделушкой.
87.То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).
88.Я сменил(а) свой стиль воспитания ребенка для его же пользы.
89.Если мой ребенок будет требовать даже луну, я ему ее достану.
90.Мой ребенок не имеет никаких забот, зная, что обо всем я позабочусь сам(а).
91.Мой ребенок полностью свободен: хочет — идет в детский сад, хочет — нет.
92.Не скрываю, меня не волнует, где и с кем проводит время мой ребенок.
93.Моя дочь (мой сын) все время грезит наяву. Лучше бы она (он) занималась(лся) делом и хоть чем-то походила(л) бы на брата (сестру).
94.Я держу своих детей в ежовых рукавицах.
95.Я все время доверяю своему ребенку полностью вести наше хозяйство.
96.Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, я ему запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.
97.Мой ребенок мной всегда гордится. Я достиг(ла) всего, и он имеет все. Для чего ж ему необходимо еще и общение со мной?
98.Мой ребенок никогда не знает, что ему сегодня можно, что нельзя.
99.Раз мой муж (моя жена) нашел(а) себе другую, новую семью, я не могу по-старому баловать ребенка.
100.Мой ребенок знает, что он — идеал.
101.Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он им был.
102.Безусловно, мне важнее пойти в магазин, чем потратить время на прогулку с собственным ребенком.
103.Мой ребенок — обуза для меня.
104.Младший сын (младшая дочь) меня все время раздражает. Хорошо, что у нас есть еще один ребенок.
105.Если кто-то вдруг пожалуется мне на моего ребенка, я сам разберусь с ребенком так, что он об этом еще долго будет помнить.
106.Моя дочь (мой сын) прекрасно знает, что она (он) должна(ен) ухаживать за дедушкой (бабушкой)
107.Я стараюсь не перегружать ребенка и оберегать его от переутомления и стрессов.
108.Если даже я не много уделяю времени своему ребенку, я стараюсь это компенсировать любыми ценными подарками.
109.Только мое настроение определяет, как я сегодня буду воспитывать ребенка.
110.Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сама (сам) взялась(лся) за нашего ребенка.

В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий