Искажения коммуникации

Давайте разберем, что такое помехи в общении, и как они возникают, как научиться слушать и слышать друг друга. И как говорить, чтобы тебя услышали и поняли. Ведь “счастье – это когда тебя понимают”.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b41

Когда мы общаемся друг с другом, мы передаем некое послание. Каждое послание состоит из двух аспектов – вербального и невербального аспекта.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b42

Вербальный аспект – это то, что мы хотим донести через слова, информацию.

Невербальный аспект послания – это мимика, интонации, жесты, эмоции, которые сопровождают то что вы непосредственно говорите собеседнику (то есть вербальный аспект).

Невербальный аспект – это по сути наше отношение, выраженный через мимику, жесты, позу, интонации голоса и т.д.

Люди в первую очередь реагируют на невербальный аспект, то есть на то, как было сказано, что сопровождало, какой был контекст.

Однако, даже в простой казалось бы передаче информации возникают подчас большие трудности. И на практике выясняется, что искажения присутствуют повсеместно.

Для того, чтобы быть услышанными, понятыми и избежать недоразумений с близкими людьми, мы разберем, откуда приходят эти искажения.

Как происходит искажение послания?

Если рассмотреть в самом общем виде – на одном из этапов послание искажается.

Какие это этапы?

Первый этап. Возможно искажение на этапе инструкций. Инструкция дается нечетко, и образ у воспринимающего ее в результате складывается неверный.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b43

Второй этап. Возможно искажение из-за неверного восприятия (по разным причинам, например, невнимательности).

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b44

И конечно самый запутанный случай – и самый частый – когда помехи встречаются с обоих сторон.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b45

Теперь рассмотрим ,как это происходит на примере игры со счетными палочками.

Я использую простую, но эффективную для демонстрации участникам игру со счетными палочками.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b49

Иногда достаточно бывает поправить помехи на этом уровне (как радио настроить), чтобы дальше договариваться удавалось легче.

Иногда игра показывает, что помех на этом слое особо и нет. Тогда мы двигаемся дальше и глубже. Она позволяет нам проверить, в каком месте возникает проблема, где скрыта причина конфликтов. И не просто проверить, но и устранить помеху.

Играют в эту игру двое.  Третий помощник иногда очень полезен, чтобы наблюдать за игрой и потом рассказать участникам об их ошибках.

На приеме мама и дочь, девочка 8 лет. У девочки небольшие трудности в школе, но в целом она производит впечатление старательного ребенка. Мама жалуется на то, что ребенок ее “не слышит” (частая жалоба), из-за чего они ссорятся. Я прошу их поиграть друг  с другом в игру.

Мама складывает из палочек геометрическую картину (домик, состоящий из квадрата из 4 палочек и треугольной крыши из 2х палочек)

Мама дает инструкцию: «эта фигурка состоит из квадратика и треугольника»

Девочка складывает по маминой инструкции квадрат, состоящий из 8 палочек, каждая сторона квадрата по 2 палочки.

Уже на этом этапе видно, что инструкцию мамы ребенок понял формально правильно, но картинку складывает неверную. И происходит это, потому что на первом этапе передачи инструкции не было уточнения, сколько палочек содержит каждая сторона квадрата.

Другой пример.

Работаем с тем же заданием с мальчиком и его папой. Папа дает указание – мальчик выполняет.

Папа дает инструкцию: « Слева от фигурки положи палочку горизонтально».

Мальчик кладет палочку справа от фигурки. Картинки у них начинают отличаться, из за невнимательности мальчика. Искажение произошло на втором уровне.

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b47

В реальной жизни можно наблюдать, как в одной коммуникации встречается множество искажений с обоих сторон.  Можно выделить несколько самых типичных и распространенных ошибок, о которых подробнее в видеоуроке.

 

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны