EQ

EQ – эмоциональный интеллект.

Эмоция (лат. emoveo — потрясаю, волную) – процесс  отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

 

эмоциональный интеллект

О таком параметре как IQ слышали многие, в то время как EQ – еще пока многим не знаком. Эмоциональный интеллект, однако, не менее важен для полноценного личностного развития. И особенно важен EQ для умения строить отношения с людьми, находить друзей и завоевывать признание.

Чувства и эмоции возникают как реакция на происходящие с нами события, на воспоминания, на впечатления от услышанной музыки и т.д.  Но все ли умеют различать их? Или правильно выражать? Очень часто  эмоции подавляются. В результате накапливается  такой «эмоциональный груз» невыраженного, что возникает  постепенно внутреннее напряжение, тоска и «тяжесть на душе» и это может привести к различным психосоматическим расстройствам, депрессивным состояниям.

 

Известно, что большинство страдающих психосоматическими расстройствами – алекситимики – то есть те, кто не может описать свои чувства.  Потеря контакта с чувственными переживаниями  увеличивает риск психосоматики.

 

Алекситимия – это неспособность точно описать собственные чувства, определить различия между чувствами и телесными ощущениями, понять эмоциональные переживания другого человека.  Эти особенности личности не зависят от интеллекта и могут проявляться в равной степени, либо одна из них может преобладать.

Потеря контакта с собственными эмоциями приводит также к неспособности справиться с ними в критической ситуации.

Исследовать эмоциональный интеллект начали относительно недавно. Наиболее известны в этой области следующие разработки:

Модель эмоционального интеллекта Бар-Она (EQ-i)

Тест эмоционального интеллекта Н. Холла

Тест эмоционального интеллекта Люсина

Также заслуживает внимания адаптационная теория эмоций Плутчика.

Известно, что эмоции возникают впервые у млекопитающих и поддерживаются так называемым «мозгом млекопитающего» – лимбической системой. Эмоции тесно связаны с гормональной системой. Например, гормон ярости норадреналин выбрасывается в кровь, когда животному чтобы выжить необходимо бороться. А гормон страха адреналин – когда нужно спасаться бегством. В норме также логично все должно функционировать и у человека. У животных-то нет эмоциональных трудностей, однако у человека они возникают.  Почему?

Дело в том, что более позднее эволюционное образование – «новая кора» головного мозга человека вмешивается в естественные эмоциональные процессы часто не самым созидательным образом. А именно, подавляя эмоции вместо того, чтобы использовать в полной мере их потенциал и силу. В результате тот заряд, который несла эмоция, не был разряжен, а  был где-то «заблокирован».

Все эмоции имеют телесные проявления, и подавленные эмоции также проявляют себя через тело, только уже деструктивно – приводят к подавленному состоянию, напряжению, соматическим заболеваниям.

Неорайхианский взгляд на происхождение эмоций:

Если вы разделите слово “emotion” (эмоция) на две составные части – “e” и “motion” , то увидите, что первоначально оно было образовано из латинских корней, означающих движение наружу.

 

Это определение хорошо соответствует райхианскому пониманию человеческих эмоций. В своей основе эмоции это ни что иное, как движение плазмы, волна энергии, проходящей через жидкое содержимое тела в стремлении к выражению и высвобождению.

 

Стремление к удовольствие. вызывает движение от ядра клетки к периферии, в то время как стремление избежать боли вызывает движение в противоположном направлении – сжатие от периферии к ядру. В. Райх считал, что эта базовая пульсация в двух направлениях присуща всем живым организмам и является первоосновой  человеческого выражения: все мы хотим чувствовать удовольствие, все мы хотим избежать боли.

 

Все это выглядит очевидным, но приводит к существенному выводу: нравится нам это или нет, но мы – эмоциональные существа.

 

Чувства – это часть комплекта, который называется “жизнь”, а эмоциональное выражение этих чувств – естественное и необходимое движение нашей энергии. Если мы их душим, подавляем, то тем самым мы подавляем саму жизненную силу.

(с) Аниша Л. Диллон

 

С помощью практик телесно-ориентированной психотерапии мы можем учиться проживать эмоции полноценно, возвращая тот потенциал собственной силы, который заложен в них и при этом используя их созидательно и конструктивно.

 

Идет набор в детскую группу развития  EQ.  Задача группы – повысить уровень осведомленности об основных, базовых эмоциях, научить детей распознавать их у себя и других а также повысить навыки управления собственными эмоциями. Группа организована в тренинговом формате.

 

 

Комментарии недоступны