Бывает, что клиенты на приёме семейного психолога описывают проблему, и чем дальше, тем больше становится похоже, что это уже не проблема, а целый круг проблем.
И не просто круг проблем, а замкнутый круг проблем, в котором одно порождает другое.
Сегодня на приёме женщина, у которой катастрофически не хватает времени на себя и даже на то, чтобы выспаться. Она отправляется спать каждый раз уже далеко за полночь, ранним утром подъём и дела-дела-дела… Очень много сил и времени уходит на то, чтобы помогать во всём детям, мужу.
А месяцем ранее — в начале терапии — ещё и подругам, и дальним родственникам.
Она так устаёт, что уже давно серьёзные проблемы со здоровьем. Но на то, чтобы решать эти проблемы, тоже нет времени.
Могут ли дети где-то справиться без её помощи?
Да, отвечает она, но это будет сделано не идеально. А чтобы было идеально, за ними приходится доделывать, “понимать без слов” и постоянно контролировать.
Поэтому она стремится всюду успеть, стремится всё проверить.
Чем больше она делает за других там, где они могли бы сделать сами, пусть и не идеально, — тем больше её усталость и их беспомощность.
Чем больше их беспомощность — тем чаще она видит, что они действительно не справляются сами, и им нужно помочь, подставить плечо, доделать за них.
Так в семейной системе выглядит типичный перекос в распределении ролей, когда есть выраженный гиперфункционал. В такой семейной системе обязательно появится гипофункционал, так как любая система стремится к балансу. То есть в противовес супермену-спасателю появится роль беспомощного и нуждающегося в спасении.
Что же будет, если не позволять детям делать самим? Ошибаясь и учась на ошибках?
Будет расти их беспомощность — и её загруженность, усталость, раздражительность.
И круг замкнётся…
И изнутри такого круга кажется, что выхода нет.
Но, как раз напротив, — из круга выход в любом месте, если менять взаимосвязи.
В семейном системном подходе объёмное системное мышление противопоставляется линейному. Что было бы, если бы мы рассматривали ситуацию с точки зрения линейного мышления: “А порождает Б”?
У нас было бы несколько историй, интерпретация которых была бы своей у каждого участника. Это можно наблюдать в любом конфликте.
Женщина рассказала бы о том, что её вынуждают так действовать её беспомощные дети, которым ничего нельзя доверить — и привела бы множество подтверждающих это примеров.
Если бы мы выслушали ту же историю, но со стороны детей, то звучала бы она совсем иначе. Например, выяснилось бы, что ребёнок сам способен справиться с простыми бытовыми функциями и делает это без помощи в детском саду или в лагере. Но в присутствии мамы его поведение меняется.
В семейной терапии не ищут виноватых и не встают на чью то сторону. Мы лишь помогаем людям перестроить их взаимодействие так, чтобы сделать их отношения более здоровыми и продуктивными.
А для этого мы перестаём рассматривать их взаимоотношения линейно (“А порождает Б”) и начинаем видеть циркулярные связи — А и Б влияют друг на друга в равной степени. И изменение способа реагирования, поведения любого участника системы вызывает хоть и медленное, то всё же изменение во всей структуре взаимоотношений семьи.