Модель эмоционального интеллекта Р. Бар-Она

Клинический психолог Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) в 1988 г. ввел понятие эмоционального интеллекта и определил его как:

“Множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения”

Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта.

В модели Бар-Она выделяют пять сфер компетентности, пять основных компонентов эмоционального интеллекта:

  • Внутриличностный (самоуважение, независимость. ассертивность, самоактуализация)
  • Межличностный (сочувствие, ответственность. навыки межличностного общения),
  • Адаптивность (способность адаптировать свои эмоции к меняющимся условиям),
  • Управление (толерантность к стрессовым ситуациям, контроль импульсивности),
  • Преобладающее настроение (уровень оптимизма, удовлетворенность жизнью).

На их основе Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory).

%d1%8d%d0%bc%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82-%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%b1%d0%b0%d1%80-%d0%be

В модели эмоционального интеллекта Бар-Она присутствуют 15 факторов (шкалы теста):

 

  • Самоуважение.  Понимается как способность заглянуть внутрь себя, и точно воспринимать, принимать и понимать себя. Связан с самоуважением и умением нравится себе, принимать себя со своими сильными и слабыми сторонами, возможностями и ограничениями. Этот аспект эмоционального интеллекта непосредственно связан с самосознанием и влияет на чувство самоуважение, безопасности, уверенности в себе, здоровой самостоятельности и внутренней силы.  Уверенность в себе зависит от базового самоуважения, которое связано с развитым чувствованием себя как личности.  Человек с развитым чувством собственного достоинства чувствует себя наполненным и удовлетворенным. Кроме того, оптимальный уровень самооценки влияет на наше поведение и на общее впечатление, которое мы производим. Чрезмерно высокий уровень самооценки, однако, может быть проблематичным. Например, люди с очень высоким уровнем самооценки могут появиться нарциссические и эгоцентрические черты; и они, как правило, склонны говорить о своих положительных качеств, сильных сторон и достижений, часто заставляя других чувствовать себя некомфортно в их присутствии. Высокий уровень этого фактора  должен быть сбалансирован с хорошими навыки межличностного общения так, что эти негативные аспекты самооценки не создают проблем в общении с семьей, друзьями и коллегами по работе.

 

  •  Эмоциональное самосознание. Это один из ключевых факторов в модели эмоционального интеллекта. Понимается как способность воспринимать и понимать свои эмоции.  В первую очередь, эмоциональное самосознание – это способность распознавать различные эмоции и различать их. Например, знать, когда мы злимся, когда мы напуганы и разницу между двумя этими состояниями, которые многие люди путают. Это не только способность осознавать свои эмоции и различать их, а также возможность понять, почему мы чувствуем так. Эмоциональное самосознание-это понимание, что мы чувствуем и почему, и знание, что вызывает эти чувства.Люди, которые обладают высоким эмоциональным самосознанием, как говорят, “в контакте со своими чувствами” и хорошо понимать их внутреннее существо. С другой стороны, серьезные недостатки в этой области переходят в эмоциональное расстройство, известное как “алекситимия”, который в патологический конце континуума эмоционального интеллекта; и эти люди с большим трудом понимают, что они чувствуют, что вызвало эти чувства и как отличить их. Это условие уже давно считается одним из факторов в развитии психосоматических расстройств, а также других психологических и физических нарушений. Интересно также знать, что алекситимия тесно связана с “неприятием лечения” (т. е. неспособность извлечь пользу из психотерапии). Этот вывод является логичным, потому что это очень трудно для людей, которые испытывают дефицит эмоционального самосознания, чтобы понять свои эмоции и как их чувства влияют на их жизнь. Таким образом, (а) средний и выше среднего уровень эмоционального самосознания вместе с (б) от средней до выше среднего уровень когнитивных способностей и (с) мотивация для самосовершенствования – это минимальный набор трех критериев для прогнозирования возможности эффективного использования любой формой интервенции от психотерапии до корпоративного тренера, а также прогнозирования результатов таких мероприятий. Наконец, важно отметить, что при этом этот фактор является слабым, почти невозможно разработать эффективные эмпатии. Проще говоря, мы не можем понять чувства других, если мы не понимаем, как мы себя чувствуем. Часто проблемы в отношениях с людьми возникают из недоразвитого эмоционального самосознания, которое тесно связано с эмпатией.

 

  • Ассертивность /Самоутверждение.  Определяется как способность эффективно и конструктивно выражать свои чувства и себя в целом, которая базируется на эффективной самосознания. Это способность выражать чувства, убеждения и мысли, а также наша способность защищать наши права конструктивным способом. Это основано на уверенности в себе, прямолинейности и смелости. Таким образом, ассертивность состоит из трех ключевых элементов: (I) возможность выразить свои чувства на эмоциональном уровне; (II) способность выразить наши убеждения и мнения на когнитивном уровне; и (III) способность отстаивать свои права и не позволять другим беспокоить нас или использовать нас в своих целях. Таким образом, это важная характеристика для руководителей, необходимая для принятия решений и полномочий. Ассертивные люди не склонны к чрезмерному контролю, застенчивости или покорности, и они способны выражать свои чувства, часто напрямую, без агрессии и оскорблений.  Они способны выразить свою точку зрения, не создавая разрушительных возмущений при взаимодействии с другими. Кроме того, эти люди чаще всего руководствуются своими принципами и обладают  смелостью. Все эти важные качества руководителей и лидеров. Исходя из достаточно недавних исследований, кроме того, ассертивность зависит от способности понять эмоции. Проще говоря, как мы можем эффективно выразить наши чувства, если мы не осознаем, что мы хотим выразить? Дополнительные результаты дают возможность предположить, что те, кто страдает от тревожности, связанной с невротическими расстройствами могут испытывать трудности в свободном выражении своих чувств, возможно, потому, что им стыдно это делать или они боятся реакции отторжения со стороны других. Высокая корреляция между ассертивностью и уровнем депрессии свидетельствует о том, что депрессивные люди испытывают трудности в способности мобилизовать эмоциональную энергию, необходимую, чтобы быть напористым и заявляют о себе открыто. Дополнительные исследования показывают, что некоторые люди, которым не хватает уверенности в себе, возможно, даже рискуют превратить эти недостатки в самовыражении в психосоматические расстройства.

 

  • Независимость. Определяется как способность быть самостоятельными и свободными от эмоциональной зависимости от других. Это способность быть самостоятельным  в нашем мышлении и действиях. Независимые люди самостоятельны в планировании и принятии важных решений. Они могут, однако, просить и рассматривать мнения других людей, прежде чем принять решение; но советоваться с другими-это не признак зависимости в этом отношении. Кроме того, независимость-это возможность функционировать автономно в противоположность нуждающихся в защите и поддержке со стороны других. Независимые люди не цепляются к другим, чтобы удовлетворить свои эмоциональные потребности. Способность быть независимым опирается на степень нашей внутренней силы, уверенности в себе, а также желание соответствовать ожиданиям и обязанности, не становясь их рабом. Независимость, или “самодостаточность”, как ее часто называют, связане с чувством, что мы контролируем и можем влиять на ситуацию. Как таковая, она является важным способствующим фактором в борьбе со стрессом и работой под давлением. Кроме того, независимость была в значительной степени коррелирует со стрессоустойчивостью, способностью к конструктивному  решению проблем и ассертивностью.

 

  • Эмпатия. Определяется как способность осознавать и понимать чувства других. Это означает быть чувствительным к тому, что, как и почему люди чувствуют и ведут себя. Быть чутким-это уметь “эмоционально читать” других людей, то есть способность подбирать эмоциональные сигналы. Чуткие люди заботятся о других людях и проявлять к ним интерес и заботу о них; они способны выразить теплоту и привязанность к другим. Этот фактор связан со способностью ставить интересы других выше себя, когда это необходимо и способностью к сотрудничеству, содействию и командной работе. Для руководителей это означает способность делегировать ответственность.Этот фактор является еще одним чрезвычайно важным компонентом, который присутствует в большинстве моделей описывающих эмоциональный и социальный интеллект на протяжении многих лет. Наша способность знать и понимать других в первую очередь зависит от нашей способности осознавать и понимать себя. Сопереживание, эмоциональное самосознание и ассертивность – это основные  строительные блоки ЕQ-i строительства; и эти факторы, особенно сочувствие, имеют фундаментальное значение для людей, занятых в помогающих профессий, таких как социальные работники, психологи и врачи. Без сочувствия, было бы почти невозможно для людей функционировать в этих конкретных профессий.Результаты исследований показали, что отсутствие эмпатии является важным фактором при агрессивных, асоциальных и психопатических формах поведения, что важно для диагностической и коррекционной работы. Серьезные недостатки в эмпатии характерны для социопатов, насильников и убийц.На другом конце континуума, люди, которые чересчур чутки и часто считаются слабыми менеджерами и руководителями, особенно, когда речь заходит о необходимости критически относиться и делать выговор сотрудникам за неприемлемое поведение, принимать трудные решения например, увольнять людей, когда это необходимо.

 

  • Социальная ответственность. Этот фактор определяется как способность к идентификации с социальными группами, среди друзей, на работе и в обществе, и умение сотрудничать с другими людьми в конструктивном ключе  и с пользой. Это предполагает умение действовать ответственно, даже если мы не получаем личную выгоду. Социально ответственные люди, рассматриваются как обладающие “социальным сознанием”, которое проявляется в состоянии принятия на себя  социально-ориентированных обязанностей. Этот компонент эмоционального интеллекта связан с  поддержкой комплекса согласованных социальных принципов, правил и норм, общих для группы. Другое название социальной ответственность-это “моральная компетентность” (иногда упоминается как “этическая компетентность” и “профессионализм” на рабочем месте). Социальная ответственность тесно связана с эмпатией. В очень большом исследовании, проведенном в 36 странах в период между 1988 и 1998, социальная ответственность всплыла как один из важнейших факторов  определяющих эффективность в работе. Было опрошено около 100 000 менеджеров из сотни частных компаний и государственных организаций, в первую очередь в Европе. Их спросили, что они считают наиболее важной характеристикой эффективных и успешных сотрудников. Наиболее частыми ответами были качествами, относящиеся к  фактору социальной ответственности. Они были описаны по-разному: “уважение и внимание к другим”, “лояльность к людям и целям организации”, “взаимодействие с другими” и “ответственность за успех и неудача организации”. Лица, демонстрирующие серьезные недостатки в этой способности могут развивать асоциальные настроения, осуществлять неправомерных действий по отношению к другим и пользоваться людьми.

 

  • Межличностные отношения. Определяется как способность устанавливать и поддерживать обоюдно удовлетворяющие взаимоотношения с другими. Взаимное удовлетворение описывает значимые социальные взаимодействия, которые потенциально полезны и приятны для участников. Способности в  межличностных отношениях характеризуются умением дарить и получать тепло и ласку. Этот компонент эмоционально-социального интеллекта связана не только с желанием культивировать дружеские отношения с другим, но с возможностью чувствовать себя легко и комфортно в таких отношениях и обладать положительными ожиданиями касательно социальных взаимодействий. Этот социальный навык, основанный на чувствительности к другим, стремление к установлению отношений, а также удовлетворенность отношениями. Этот фактор очень похож, если не идентичен, “связанности”, которая определяется как умение эффективно и конструктивно общаться с другими людьми; и на более глубоком уровне, она основана на социальной осведомленности и эмпатии. Все эти различные способы описания этой конструкции являются частью того, что многие именуют “социальным навыкам” в популярной литературе. Без хороших социальных навыков невозможно управлять и вести за собой других. Существует подтвержденная исследованиями связь между способностью осознавать эмоции и способность создавать и поддерживать межличностные отношения. Кроме того, было показано, что способность отдавать и получать тепло в отношениях не только зависит от способности осознавать эмоции, но и от умения понимать чувства и эмоции в этих отношениях. С людьми, которые имеют эту способность, приятно находиться рядом, они ощущаются как душевным и теплые. Они часто способствуют созданию позитивной атмосферы на работе. Этот навык является необходимым условием для ряда профессий и специальностей, таких как маркетинг, продажи и обслуживание клиентов. Людей, которые слабы в межличностные отношения часто описываются как застенчивые, робкие, неловкие относительно других и склонные избегать социальных контактов. С ними, как правило, неприятно находиться и работать. Этот фактор продемонстрировал высокую отрицательную корреляцию с показателем пограничного расстройства личности, что имеет смысл в свете того, что людей этим расстройством испытывают большие трудности в установлении и поддержании контактов (скорее всего потому, что они не имеют возможности выразить теплоту).

 

  • Стрессоустойчивость.  Определяется как способность эффективно и конструктивно управлять эмоциями. По сути, стрессоустойчивость – это способность противостоять и бороться с неблагоприятным событиям и стрессовым ситуациям. Это похоже на тактическое решение проблем, направленное на придумывают немедленного решения, чтобы справиться со стрессовой проблемы или ситуации. Эта способность основывается на: (I) выборе курса действий для преодоления стресса, который-значит быть находчивым и эффективным, быть в состоянии придумать подходящие решения и зная, что делать и как это делать; (II в) оптимистическом настрое на новые впечатления и изменения в целом, а также на нашей способности успешно преодолеть специфические проблемы, который предполагает веру в нашу способность преодолевать и справляться с такими ситуациями; и (III) осознавании, что мы можем контролировать или влиять на стрессовую ситуацию.  Это также связано со способностью быть спокойным, и решать трудности, не поддаваясь сильным эмоциям. Люди, которые имеют хорошо развитую способность к стрессоустойчивости, как правило, сталкивается с кризисами и проблемами, но не сдаются в плен чувству беспомощности и безнадежности. Они встречают проблемные ситуации с уверенностью.Результаты исследований показали, что стрессоустойчивость тесно связана с умением определять, понимать и контролировать эмоции. Он также имеет отношение к способности справиться с влиянием стрессовых ситуаций и активно что-то делать для улучшения сложившейся ситуации.Это очень важная составляющая эмоционального интеллекта является важным качеством лидерства, и лидеры, которые поднаторели в борьбе со стрессом являются истинным активом для любой команды и организации. Когда приходит беда, они стремятся взять под контроль ситуацию и переждать бурю.Тревожность часто приводит к тому, что этот компонент не функционируют должным образом. Люди, которые демонстрируют  результат стрессоустойчивости значительно ниже среднего на EQ-I™  могут демонстрировать симптомы, связанные со стрессом и тревогой, такими как напряженность, раздражительность, опаска, плохая концентрация, трудности в принятии решения и даже соматические жалобы.

 

  • Контроль импульсивности. Определяется как способность эффективно и конструктивно управлять своими эмоциями. Точнее, контроль над импульсами-способность сопротивляться или задерживать импульс или искушение действовать; и он предполагает способность принимать наши агрессивные импульсы, а также контроль враждебного и потенциально безответственного поведения. Это способность сохранять хладнокровие и эффективно управлять эмоциями в трудных и сложных ситуациях. По сути, контроль над импульсами предполагает умение заставить эмоции работать на вас, а не против вас.После таких факторов как эмоциональное самосознание (осознание своих эмоций), эмпатия (осознание эмоций других людей) и ассертивность (выражения чувств), импульсное управление (контролировать эмоции) представляет четвертый краеугольный камень эмоционального интеллекта.Результаты исследований показали, что импульсное управление тесно связано, в первую очередь, с пониманием эмоций.Проблемы с умением управлять импульсами, как правило, весьма заметны, а также разрушительны. Они часто проявляются как низкая толерантность к фрустрации, импульсивность, гнев, проблемы управления, оскорбительность, потеря самоконтроля и взрывное и непредсказуемое поведение.

 

  • Тестирование реальности. Определяет нашу способность объективно сопоставлять наши чувства и мышления с внешней реальностью. Это включает в себя оценку соответствия между тем, что переживается внутренне и тем, что существует извне. Тестирование на степень соответствия между тем, что мы испытываем и что существует на самом деле включает в себя поиск объективных свидетельств для подтверждения чувств, восприятий и мыслей. Тестирование реальности предполагает видение ситуации в правильной перспективе и переживание вещей такими, какие они есть, без излишних фантазий или мечтаний о них. Основной упор делается на прагматизм, объективность и точность нашего восприятия, а также на проверку подлинности наши идеи и мысли.  Тестирование реальности  связано с отсутствием ухода от внешнего мира, а также ясность и четкость восприятия и мыслительных процессов. В простых терминах, тестирование реальности-способность точно и реалистично  действовать соразмерно сложившейся ситуации.Тестирование реальности тесно связано с “ситуационной осведомленностью”которая включает в себя эффективное прояснение и закрытие возможных зазоров между нашими внутренними представлениями и то, что реально существует в окружающем мире. Ситуационная осведомленность (тестирование реальности) зависит от точного определения и понимания эмоций, что свидетельствует о том, что этот фактор играет важную роль в когнитивной переработке эмоции. Этот фактор выступает в качестве “руля” в процессе когнитивной переработке эмоций.Серьезные психические расстройства, такие как психоз, основываются на крайней степени  недостатка этого компонента эмоционального интеллекта.

 

  • Гибкость. Определяется как способность приспосабливаться и корректировать наши чувства, мышление и поведение в новых ситуациях и условиях. Этот компонент эмоционально-социальный интеллект относится к нашей общей способности адаптироваться к незнакомой, непредсказуемой и динамичной обстановке. Гибкие люди ловкие, способеные реагировать на изменения без ригидности. Эти люди способны изменить свое мнение, когда факты говорят, что они ошибаются. Они, как правило, открыты и терпимы к различным идеям, ориентациям, способы и практики. Они не испытывают трудности в начале новых вещей или внесения корректировок в целом. Они, как правило, устойчивы и могут легко взять на себя новые задачи.На основании результатов исследований, гибкость тесно связана со способностью адаптироваться к разным социальным средам. Как таковая, она является чрезвычайно важным фактором эмоционального интеллекта для физических лиц, а также организаций. Для того, чтобы выжить в динамичной рыночной экономики, организации должны быть гибкими и готовы оперативно и адекватно отвечать изменениям. Гибкость является одним из важнейших управленческих компетенций. В дополнение к управленческой компетентности в целом, этот фактор играет важную роль в урегулировании конфликтов, ведения переговоров, слияний и поглощений.Этот фактор является важным для руководства, потому что он стимулирует способность работать в многозадачном режиме и адаптироваться для приятия решений в быстро меняющихся условиях, реалиях и новых вызовах.Отсутствие гибкости может привести в некоторых случаях к катастрофическим последствиям для организации в целом. Люди, которые набрали низкие на EQ-I™ по  шкале гибкости будут демонстрировать жесткость и ригидность  в своем мышлении и поведении; и они, как правило, сопротивляются переменам в общем и для себя в частности. Жесткость в руководстве представляет серьезную угрозу для корпоративного выживания.

 

  • Умение решать проблемы. Определяет нашу способность эффективно решать проблемы личного и межличностного характера. Умение решать проблемы вместе с факторами тестирования реальности и гибкостью – основные элементы адаптивности – они движут Дарвиновскую теорию выживания и приспособляемости. Этот важный фактор эмоционального интеллекта  предполагает способность выявлять и определять проблемы, а также для создания и внедрения потенциально эффективных решений.  Люди, которые имеют большой опыт в решении проблем, часто добросовестны, дисциплинированны, методично и систематически настойчивы.  Этот навык также связан с желанием не избегать проблема, а найти наилучшее решение. Умение решать проблемы предполагает внимание к  деталям, умение  быстро и эффективно фильтровать информацию, а также определение приоритетности нужного курса действий, который должен опираться на здравый смысл. Этот процесс тесно связан с распознавания образов, которая помогает помнить, что лучше всего работает в конкретной ситуации и возможности еще раз применить такой подход. Память, таким образом, играет ключевую роль в обучении от прошлого опыта, в целях повышения будущих результатов.Результаты исследования предположили, что важно понимать эмоции для того, чтобы решить проблемы (или, возможно, чтобы решить проблемы с эмоциональным содержанием). Умение решать проблемы играет очень важную роль в умение договариваться и разрешать конфликты. Это умение особенно важно для эффективного стратегического планирования. Особенно это необходимо для людей, работающих в одиночку.

 

  • Самоактуализация. Определяется как способность ставить личные цели и стремление их достичь для того, чтобы реализовать наш потенциал. Самоактуализации относится к способности актуализировать свой внутренний потенциал. Это проявляется путем участия в занятиях, которые могут привести к осмысленной наполненной и полноценной жизни. Стремлением актуализировать наш потенциал предполагает развитие содержательного и приятного отдыха. Это может проявляться в усилиях на протяжении всей жизни и восторженном стремление к долгосрочным целям. Самоактуализация-это непрерывный процесс, стремящийся к максимальному развитию наших компетенций, навыков и талантов. Это связано с упорно пытаемся сделать все возможное, и пытаюсь улучшить себя. Это не просто выступление, но выступление на самом высоком уровне.Низкий уровень самоактуализации связан с разочарования, отчаянием и даже депрессией. Это мешает делать вещи, которые мы хотим и можем сделать. Люди, которые получают низкие оценки по самоактуализации могут не знать, чего они хотят добиться, потому что они запутались, и что они хотят делать в жизни; или они могут знать, чего они хотят достичь в жизни, но не могут реализовать свой потенциал по разным причинам. Ограниченный круг  личных интересов, более того, является одним из ключевых симптомов депрессии.

 

  • Оптимизм. Определяется как способность поддерживать позитивное и обнадеживающее отношение к жизни даже перед лицом невзгод. Это представляет собой позитивный жизнеутверждающий подход к повседневной жизни и очень важный мотивирующий фактор.Существует сильная связь между оптимизмом и способностью справляться с проблемами. Оптимизм также играет важную роль в мотивации и является очень важным фактором в борьбе со стрессом и достижением целей.. Оптимистичные люди, как правило, уверены в себе, в большинстве случаев, считают, что они могут справиться  в  сложных ситуациях, надеяться на лучшее и, как правило, мотивированы, чтобы продолжать даже тогда, когда все становится трудно, в то время как пессимисты, как правило, сдаются легче.  Оптимисты испытывают многие из тех же жизненных событий как пессимисты, но одним из основных отличий является то, что оптимисты переносят эти ситуациях лучше и быстрее оправляются от поражений, учась на своих ошибках.На основе одного исследования, существует сильная связь между оптимизмом и способностью получать пользу от коучинга, консультирования, психотерапии и других форм интервенции. Это обосновано тем, что оптимизм играет важную роль в этих видах вмешательства, потому что люди, которые пессимистичны, склонны к пассивному, а не активному стремится делать что-то для улучшения их общего состояния.

 

  • Благополучие. Определяется как способность чувствовать себя довольными собой, другими и жизнью в целом. Это, по сути, способность чувствовать себя удовлетворенным своей жизнью, наслаждаться окружающим и получайте удовольствие. В этом контексте, счастья сочетает в себе самодовольство и умение наслаждаться жизнью. Счастье предполагает умение пользоваться различным аспектам нашей жизни и жизни в целом. Счастливые люди зачастую чувствуют себя хорошо и вольготно и в работе и в отдыхе; они могут “расслабиться” и наслаждаться простыми возможностей для развлечений. Этот фактор связан с общими ощущение бодрости и энтузиазма.Вместе с факторами самоактуализации и оптимизма, счастье создает мотивацию и энергию для управления другими аспектами эмоционального интеллекта и подпитывает его.Неспособность испытывать счастье  часто свидетельствует о неудовлетворенности, недовольстве и депрессивных тенденциях.

 

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны