Переходный возраст

Подростковый возраст считается кризисным периодом в развитии ребенка. «Переходом» от детства ко взрослой жизни. Некоторые подростки начинают зарабатывать, уходят жить отдельно от родителей.  Перед ними встает вопрос выбора образовательного учреждения и своего дальнейшего пути. Меняются привычные отношения с окружающими – теперь у подростка появляется больше самостоятельности, но и больше обязанностей.  Эти перемены, наряду с гормональным переходом приводят к росту внутреннего напряжения и тревоги, которая часто находит себе выход в перепадах настроения подростка, приводит к конфликтности с близкими.

Parents-hypocrites

В английском языке подростков называют «тинэйджерами»  – это те юноши и девушки, возраст которых оканчивается на «-teen». То есть с 13 до 20 лет.

Однако сейчас в развитом мире наблюдается тенденция к увеличению продолжительности «подросткового возраста». Все больше подростков «зависают» на стадии перехода во взрослую жизнь – не поступают в Вузы, не выходят на работу и остаются жить с родителями «на правах ребенка».

Нередко это вызывает тревогу родителей, которые видя, что «ребенка ничего не интересует», боятся, что тот не сможет найти себе работу, не научится зарабатывать и останется беспомощным. В таких случаях на предложения родителей подростки часто реагируют обидой, уходом в себя или агрессией.  В результате конфликт подростка с родителями усугубляется, а иногда доходит до противостояния.

Чем вызвано увеличение продолжительности «переходного возраста»?

В развитых странах  подростки часто имеют некую «подушку безопасности» – в форме родительской поддержки. Они могут не поступить с первой попытки в ВУЗ, пробовать несколько раз, продолжая жить с родителями.

Тут стоит вспомнить, что в древних обществах существовали специальные обряды инициации, которые проводили именно для подростков. Эти обряды символизировали переход от детства во взрослую жизнь. Подростки, успешно прошедшие инициацию принимались как полноценные члены общества.  Чаще всего эти обряды включали в себя череду нелегких и опасных испытаний. Всякая помощь при прохождении инициаций исключалась. При этом инициации для мальчиков и для девочек строились по совершенно разным принципам. Суровые испытания ждали в основном мальчиков. Девочек же обучали вести хозяйство и быть хранительницами домашнего очага.

В современном мире роль таких инициирующих событий  частично выполняют поступления в Вуз, армия или переезд от родителей.

Любое инициирующее событие включает в себя элемент необратимости, вызов и рост возможностей при успешном прохождении испытания.

Однако при этом есть риск поражения, и есть страх вступить в зону неизвестности, выйти за границы «зоны комфорта», которую создает привычный родительский дом.

И в этой опасной «зоне перехода» родительская тревога играет губительную роль, а вера в возможности подростка, его волю к победе и его успехе – лучшее, чем может помочь родитель.

В период, когда подростки пробуют проявить себя, испытывают себя и стремятся найти свое место, родителям следует давать им не рыбу, но удочку для ее ловли.

Типичная ошибка в этот период – предоставлять подростку готовые решения

«Я договорилась, и тебя возьмут на работу по знакомству»

«Мы с отцом все сделаем, чтобы ты в армию не попал»

«В этом Вузе работает твоя тетя, поэтому лучше поступай туда – будешь под присмотром»

Все подобные предложения несут в себе скрытое послание «Я не верю, что ты способен справиться сам». Они подрывают веру подростка в собственные силы и оставляют его в позиции ребенка.  В основе подобных действий лежит страх родителей за ребенка и стремление «подстелить соломку». Если подросток не принимает такую помощь, это часто приводит к росту напряжения между ним и родителями. А если принимает – зачастую она оборачивается медвежьей услугой, так как у подростка не появляется опыта самостоятельного преодоления жизненных трудностей и вызовов, чувства собственной силы, уверенности.

Вместо этого следует замечать даже небольшие победы подростка. То, что ему удалось сделать самому и поддерживать его в этом. Таким образом, сфера его компетентности будет неуклонно возрастать  и опорой в этом станет родительская вера в его собственные силы.

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны