Давайте разберем, что такое помехи в общении, и как они возникают, как научиться слушать и слышать друг друга. И как говорить, чтобы тебя услышали и поняли. Ведь “счастье – это когда тебя понимают”.
Когда мы общаемся друг с другом, мы передаем некое послание. Каждое послание состоит из двух аспектов – вербального и невербального аспекта.
Вербальный аспект – это то, что мы хотим донести через слова, информацию.
Невербальный аспект послания – это мимика, интонации, жесты, эмоции, которые сопровождают то что вы непосредственно говорите собеседнику (то есть вербальный аспект).
Невербальный аспект – это по сути наше отношение, выраженный через мимику, жесты, позу, интонации голоса и т.д.
Люди в первую очередь реагируют на невербальный аспект, то есть на то, как было сказано, что сопровождало, какой был контекст.
Однако, даже в простой казалось бы передаче информации возникают подчас большие трудности. И на практике выясняется, что искажения присутствуют повсеместно.
Для того, чтобы быть услышанными, понятыми и избежать недоразумений с близкими людьми, мы разберем, откуда приходят эти искажения.
Как происходит искажение послания?
Если рассмотреть в самом общем виде – на одном из этапов послание искажается.
Какие это этапы?
Первый этап. Возможно искажение на этапе инструкций. Инструкция дается нечетко, и образ у воспринимающего ее в результате складывается неверный.
Второй этап. Возможно искажение из-за неверного восприятия (по разным причинам, например, невнимательности).
И конечно самый запутанный случай – и самый частый – когда помехи встречаются с обоих сторон.
Теперь рассмотрим ,как это происходит на примере игры со счетными палочками.
Я использую простую, но эффективную для демонстрации участникам игру со счетными палочками.
Иногда достаточно бывает поправить помехи на этом уровне (как радио настроить), чтобы дальше договариваться удавалось легче.
Иногда игра показывает, что помех на этом слое особо и нет. Тогда мы двигаемся дальше и глубже. Она позволяет нам проверить, в каком месте возникает проблема, где скрыта причина конфликтов. И не просто проверить, но и устранить помеху.
Играют в эту игру двое. Третий помощник иногда очень полезен, чтобы наблюдать за игрой и потом рассказать участникам об их ошибках.
На приеме мама и дочь, девочка 8 лет. У девочки небольшие трудности в школе, но в целом она производит впечатление старательного ребенка. Мама жалуется на то, что ребенок ее “не слышит” (частая жалоба), из-за чего они ссорятся. Я прошу их поиграть друг с другом в игру.
Мама складывает из палочек геометрическую картину (домик, состоящий из квадрата из 4 палочек и треугольной крыши из 2х палочек)
Мама дает инструкцию: «эта фигурка состоит из квадратика и треугольника»
Девочка складывает по маминой инструкции квадрат, состоящий из 8 палочек, каждая сторона квадрата по 2 палочки.
Уже на этом этапе видно, что инструкцию мамы ребенок понял формально правильно, но картинку складывает неверную. И происходит это, потому что на первом этапе передачи инструкции не было уточнения, сколько палочек содержит каждая сторона квадрата.
Другой пример.
Работаем с тем же заданием с мальчиком и его папой. Папа дает указание – мальчик выполняет.
Папа дает инструкцию: « Слева от фигурки положи палочку горизонтально».
Мальчик кладет палочку справа от фигурки. Картинки у них начинают отличаться, из за невнимательности мальчика. Искажение произошло на втором уровне.
В реальной жизни можно наблюдать, как в одной коммуникации встречается множество искажений с обоих сторон. Можно выделить несколько самых типичных и распространенных ошибок, о которых подробнее в видеоуроке.