В последнее время всё больше интереса вызывает анималотерапия как средство помощи детям и взрослым. В западных странах — США, Европе и даже Австралии это направление существует и развивается уже давно.
У нас же существовало направление зоопсихологии — скорее в теоретическом, чем в прикладном-практическом значении.
Однако времена меняются, и внимание к анималотерапии и в нашей стране растёт, а вместе с тем развиваются и способы помощи.
Принято выделять направленную и ненаправленную анималотерапию.
Ненаправленная анималотерапия представляет собой непосредственный контакт и общение с животным. Сама по себе ненаправленная анималотерапия обеспечивает снятие напряжения, выравнивание психоэмоционального состояния.
Направленная же анималотерапия осуществляется с участием квалифицированного психолога, специалиста, который помогает использовать контакт с животным для решения тех или иных задач.
А задачи могут быть самые разные.
Для детского развития очень полезны анималотерапевтические занятия в случаях если:
- ребёнок замкнутый, стеснительный, робкий,
- ребёнок тревожный, испытывающий страх темноты или страх определённого животного,
- ребёнок гиперактивный, с трудом удерживающий внимание на чём-либо.
Также отдельным направлением развивается анималотерапия в помощь детям из приютов, детям-аутистам и детям с ДЦП.
Отличаются способы работы и некоторые особенности её, исходя из особенностей проблемы. И при этом есть некоторые общие принципы.
Контакт
Любой специалист, работающий с ребёнком, знает, как важно установить доверительный контакт для того, чтобы работа принесла положительные результаты.
В анималотерапии это условие несколько модифицируется. Важно установить контакт не только терапевта с ребёнком, но также и ребёнка с животным, с которым дальше будет вестись работа. В этом случае работа даст положительную динамику.
Но ведь животное может и не пойти на контакт?
Одна из особенностей анималотерапии в том, что помощник терапевта — животное — рассматривается не как объект (игрушка), а как полноценный субъект взаимодействия. Оттого реакции животного, его предпочтения, интересы учитываются.
Пример из практики:
“Наших посетителей, желающих покормить птиц, мы предупреждаем, что следует дождаться того, чтобы птицы сами сели на ладонь. А для этого ладонь должна быть расслабленной, безопасной. И посетитель должен дождаться того, что птица заинтересуется и сама решит сесть на руку.”, – рассказывает сотрудник зоопарка.
И если у посетителя получается этот прием – птицы и правда садятся на ладони. У детей это вызывает настоящий восторг!Однако как часто люди в нетерпении сами протягивают руки к птицам. А те сторонятся или улетают.
Анималотерапия учит видеть в животных не объекты, которых можно схватить, потрогать, пощупать, а субъекты взаимодействия. А для этого нужно исходить из признания выбора животного: идти на контакт или нет.
В условиях, специально организованных для работы анималотерапевта, используют подготовленных, социализированных животных. Эти животные, как правило, готовы к контакту с людьми и заинтересованы в нём.
Но ребёнок и сам должен быть заинтересован животным. Контакт с ним должен быть приятен ему, вызывать любопытство, симпатию. Работа не будет строиться эффективно, если животное пугает ребёнка. Поэтому собственные предпочтения в выборе животного учитываются обязательно.
И вот, когда все три участника анималотерапевтического процесса нашли взаимопонимание и установили контакт друг с другом, и начинается самое интересное — их взаимодействие. И оно направляется анималотерапевтом для решения задач терапии.
Успех анималотерапии складывается из трех компонентов – уровня профессионализма анималотерапевта, уровня подготовки (социализации) животного и отношения пациента к животному.
Отношение пациенту к животному определяет, удастся ли установить целительный контакт и каково будет качество взаимодействия.
По этой причине в выборе животного для анималотерапевтических занятий так важно собственное предпочтение и симпатия ребенка. Ведь никакого положительного эффекта не стоит ждать, если животное будет ребенку неприятно или будет его пугать.
Контакт с животным должен приносить ребенку радость, должен увлекать и пробуждать интерес. В этом случае занятия будут способствовать развитию
Занятия могут проходить индивидуальное — тогда они строятся с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. А могут проходить в группе — и тогда могут быть использованы различные игры — подвижные, познавательные.
Эмоции и тело
То, чему анималотерапевтические занятия могут научить и детей и взрослых, — это здоровый контакт с собственными эмоциями и собственной телесностью. Побочный и зачастую деструктивный процесс человеческой социализации — это подавление собственных чувств, желаний и побуждений. Большинство жителей современных мегаполисов пребывают в хроническом состоянии стресса, перенапряжения и страдают невротическими заболеваниями, как следствие, — потери контакта с собственной витальностью.
Контакт с животными и направленные занятия на развитие осознанности телесности и эмоций помогают вернуть переживание своих чувств, тела и жизненности.
Ребенок воспринимает животных иначе, чем взрослый. Животное ведет себя непосредственно и естественно. Тем самым оно ближе ребенку, чем пока загадочный для него взрослый.
В этом одна из причин благотворного влияния общения с животным на ребенка: оно оказывает большое влияние на формирование его эмоциональной сферы и помогает выстроить здоровый контакт со своими чувствами.