Субкультуры подростков как инициация

Многим родителям подростков знаком их интерес ко всякого рода субкультурам: странная одежда, сленг, атрибутика.

Не все родители относятся к такому терпимо, многие говорят: “Мы такими не были”, и стараются ограничивать ребёнка и его общение с неформальными группами. Тем более, многие из них выглядят непонятно для родителей, опасно и пугающе.

8-12356_1_6

В большинстве случаев интерес к субкультуре проходит по мере взросления, однако сам опыт погружения в субкультуру, разделения ценностей группы, лояльность группе и отстаивание своей позиции играет важную роль в формирование личности подростка.

Подростковый возраст — возраст инициации, переходный возраст неспроста так назван. На фоне гормональной перестройки происходит также перестройка социальных взаимоотношений у ребёнка со взрослыми — родителями в первую очередь. Для того, чтобы помочь осознать эти изменения и интегрировать их, издревле проводились обряды инициаций для подростков. Или “ритуалы перехода”.

К сожалению, современное общество испытывает явный дефицит таких ритуалов. Однако, психологическая потребность в них никуда не делась. Потому, подростки тяготеют сами к подобным практикам, компенсируя то, в чём нуждаются.

Известен древнеславянский обряд инициации, в ходе которого юношей облачали в волчьи шкуры, изгоняли за пределы поселения — в лес. В это время юноши сами обеспечивали своё выживание, после чего возвращали их, ритуально снимая волчью шкуру, облачая в рубахи. Это символизировало их переход с детского состояния — через испытания — к взрослой самостоятельной жизни, к принятию их как полноценных членов взрослого сообщества.

У этого обряда, как и у многих подобных ему, можно выделить множество сходств с опытом подростка в субкультурах:

  • Внешние атрибуты показывают, что подросток вне общества. Он демонстрирует таким образом, что не разделяет его ценности, а находится в самостоятельном поиске (с единомышленниками). Нередко протестным способом.
  • На этапе “изгнания” ценности сообщества и субкультурные ценности не совпадают и даже находятся в конфликте. Символически это конфликт с Родительскими фигурами. Ребёнок ставит под сомнение ценности, которые родители разделяют — “а так ли это?”.
  • Образовывалась группа: в обрядах архаичных юноши вместе уходили в лес, образовывая на это время свои “волчьи союзы”. В подростковом возрасте крайне важной темой является тема преданности или лояльности группе, её ценностям.

Участие в субкультурных сообществах для подростков обеспечивает важный для этого возраста опыт, значение которого понимали ещё в древности.

Однако, в чём может состоять сложность?

Во всякой инициации выделяют три этапа:

  1. Выделение индивида из сообщества.
  2. Пограничный период.
  3. Реинкорпорация в сообщество.

Сложности реинкорпорации в сообщество — вот, на что обратил внимание ещё в 1973 году один из исследователей подростковых инициаций и создатель психотехнологий в этой области Томас Пенксон, создатель тренинга Vision Quest.

Тот опыт само-идентификации, новое самосознание, которое подросток приобрёл в результате пребывания в “пограничном периоде”, должен быть привнесён в общество как новая ценность и должен быть встроен в него. А сам подросток — принят. Должен быть снять конфликт ценностных противоречий.

Трудности на этом этапе могут привести к маргинальности и к “застреванию” в протестных подростковых сообществах.

theeblog-yourscenesucks

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны