С наступлением подросткового возраста на первый план для ребенка выходит значимость оценки его со стороны сверстников. Подростку крайне важно быть признанным, быть принятым в группе. Крайне важно найти свою идентичность, понять “Кто я”. Поиск идет через объединение с другими на основе общих интересов. Страстное желание найти свою уникальность, неповторимость, не быть похожими на других у подростков часто сопровождается внешней демонстративностью, вычурностью, субкультурными атрибутами.
Включенность в социальную жизнь, значимую деятельность жизненно важна для полноценного формирования личности. Первые попытки простроить эти связи у подростков идут через группы сверстников.
«Каждый индивид является составляющим элементом больших масс и – через идентификацию – субъектом многосторонних связей…» (с) З. Фрейд (1921)
Место, которое занимает подросток в значимой группе сверстников влияет на формирование его самооценки. В зависимости от поддержки или ее отсутствия со стороны сверстников он может проявить как свои лучшие, так и худшие качества.
На модели групп-отрядов, созданных для прохождения походного маршрута в условиях детского лагеря можно продемонстрировать общие закономерности динамики подросткового коллектива и его влияния на каждого из участников.
Как личностные качества влияют на возможное место в группе сверстников
Лидерство и мотивация достижений
Мотивация достижений выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.
Высокая мотивация достижений как личностное качество у подростка проявляется в стремлении занять лидерскую позицию в группе, влиять на решения группы. Такие дети больше других проявляют активность и инициативу, предлагают свои варианты решений, хотят быть услышанными.
То, насколько в реальности в группе им удастся реализовать свою потребность в лидерстве зависит также от сопутствующих факторов и их личностных качеств. Большую роль играет в этом умение слушать и слышать других, то есть развитые коммуникативные навыки, общая креативность и умение отстаивать свою позицию конструктивно в конфликтных ситуациях.
Лидерской позиции в группе способствует также высокая мотивация преодоления препятствий, волевой потенциал, способность прилагать достаточные усилия для достижения желаемого.
Эмоциональный интеллект и установление контактов с другими
Эмоциональный интеллект это умение чутко реагировать на изменения настроения других, распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, а также умение влиять на них.
Высокий уровень эмоционального интеллекта у ребенка способствует более легкому налаживанию контактов с другими детьми. Как правило у такого ребенка в окружении есть друзья. Зачастую он становится “душой компании” или эмоциональным лидером группы. Такой ребенок задает общий эмоциональный тон всей группе и способен сплотить ребят и поднять их “боевой дух”.
Развитый эмоциональный интеллект помогает ребенку сглаживать острые конфликтные ситуации, такие дети редко бывают аутсайдерами в группе.
Аутсайдерство и снижение активности
Если в группе есть аутсайдер, то есть ребенок, которого отвергает группа, не включает его в общегрупповую деятельность, активность этого ребенка снижается. Он становится пассивен, не проявляет интереса к совместной деятельности а также находится преимущественно в подавленном настроении. Даже если поначалу этот ребенок и предпринимал попытки включиться в деятельность группы, но успеха не встретил, он оставляет их и выключается из общегруппового взаимодействия.
Включенность в общую активность группы напрямую влияет на качество опыта, которое получает участник. Чем выше включенность, активность участника, тем разнообразнее и качественнее полученный им опыт. Таким образом, интенсивнее идет обучение и формирование личности подростка. Аутсайдер, не включенный в общую активность часто стремится обратить на себя внимание, даже если это негативное внимание. У таких детей возрастает риск проявления девиантного поведения.
Какие качества способствуют риску занять позицию аутсайдера в группе: негативизм, неприятие общегрупповых целей, деструктивное поведение в конфликтах, низкая способность к эмпатии.
На первом этапе формирования ролей внутри малой группы большую помощь таким детям может оказать взрослый руководитель группы. Под его руководством все участники группы могут наладить связи друг с другом и избежать ситуации с аутсайдерством. Наличие аутсайдера в группе также влияет на общегрупповое состояние, повышая уровень тревоги у всех участников, не только у исключенного и является общепризнанным показателем неблагополучной психологической атмосферы внутри группы.