Дети в лагере

Лето – время для активного отдыха, походов и детских лагерей. Многие родители отправляют детей в летние смены. Как поведет себя ребенок вдали от дома если он едет в лагерь в первый раз? Будет ли он чувствовать себя в безопасности, найдет ли новых друзей. Все эти вопросы волнуют родителей.
Как выглядит жизнь ребенка в детском лагере глазами детского психолога.

Возьмем в качестве примера самую распространенный вариант смены 10 или 14-ти дневную.

Этап знакомства

Когда дети приезжают в лагерь, они чаще всего испытывают одновременно неуверенность и тревогу в новой незнакомой ситуации и радостное предвкушение интересных событий, в том случае, если поездка в лагерь была их собственным выбором.
Уже на этапе знакомства с условиями лагеря, с вожатыми и инструкторами, с ребятами из своего отряда проявляется то, насколько мотивирован был ребенок. Если поездка в лагерь была инициативой его родителей, ребенок будет вести себя вяло и апатично, будет замыкаться. В этом случае ему сложнее будет установить контакты с другими детьми и стать частью отряда.
На этапе знакомства дети присматриваются друг к другу, к происходящему. Дети, которые сильно привязаны к родителям могут скучать особенно сильно именно на этом этапе, пока не начались активности, связанные с программой выезда.

Этап формирования команды

После того, как ребята немного осваиваются с правилами и распорядками лагеря, начинается процесс формирования их группы. Внутри отряда они находят себе друзей или же оказываются в изоляции. Особенно важно место в группе подросткам, которые глазами других оценивают также и себя, формируют представления о себе.

 

Что может повлиять на их место в группе сверстников:

 

  •  Открытость к новым контактам. Замкнутым детям сложнее занять в группе заметное значимое место. Наличие сильного внутреннего напряжения может повлиять на степень открытости ребенка новому опыту.
  •  Инициативность и энергичность. Такие дети как правило привлекают к себе других и имеют много друзей.
  • Один из ключевых факторов – эмпатия и навыки общения. Умение слушать других, общаться уважительно.
  • Умение принимать решения, учитывающие интересы других.

На этапе формирования команды в группе выделяются лидеры, которым симпатизирует большинство ребят в команде и становится заметно, есть ли в команде аутсайдеры.
Одной из задач вожатого или инструктора отряда – отследить распределение ролей в детском коллективе и не допустить исключения кого-то из участников.

Если ребенок сам по себе склонен к интроверсии, не любит быть на сцене, в центре внимания, это не означает, что он окажется без друзей. Такие дети склонны выбирать себе в друзей одного-двух человек, разделяющих его интересы. Его привязанности как правило, более устойчивы, чем у активных и общительных детей экстравертивного склада.

Ключевыми навыками, которые помогут таким детям в отряде будут навыки общения, умение слышать других и действовать с учетом их интересов.

С другой стороны, плохие навыки коммуникации, неуживчивость и грубость мешают занять лидерскую позицию в группе даже активным детям, умеющим принимать важные для команды решения. такие дети будут конфликтовать с другими и к их решениям не будут прислушиваться.

Летние смены – интенсивный и разнообразный опыт для ребенка. Он учится общаться, проявлять инициативу, принимать решения и следовать ему. Это очень полезные навыки для социализации и развития.

Итак, чтобы опыт летней смены был для ребенка наиболее позитивным важно:

• Собственная мотивация ребенка для участия в походе,
• Открытость к новому опыту,
• Готовность учиться новому.

 

 

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны