Анализ семейной системы

Семья формирует наши первичные установки, и они настолько глубоко слиты с нашим восприятием, что иногда трудно представить, что может быть как-то иначе. Они же составляют фундамент нашей личности, нас самих.

Объективное изучение семейных систем полезно возможностью отделить себя от “недифференцированной семейной Эго-массы”, и возможностью увидеть, что в нашей личности есть результат семейного окружения.

Для разных семей характерная разная степень вовлеченности в культурную, политическую жизнь общества и интереса к этим сферам. Интеллектуально-культурная ориентация семьи влияет на индивидуальную активность ее членов в этих сферах социальной жизни на уровне передаваемых установок. Также существуют семьи, отличающиеся по степени сплоченности между членами, по степени жесткости иерархии и правил внутри семьи. Все эти характерные параметры семейной системы становятся основной формирования личности ее воспитанников. Жизнеспособность этих правил проходит проверку, когда подрастающие дети встречают вызовы общества на пороге подросткового кризиса.

В детстве мы впитываем многие родительские установки без анализа, впоследствии она становятся нашими собственными установкам. В подростковом возрасте часть из них подвергается критическому анализу и переосмыслению. Часть установок отвергается, часть остается. Происхождение некоторых установок становится понятным при анализе общего социокультурного контекста, в котором они были сформированы.

Однако, при изменении внешних условий перестают работать установки, помогающие раньше. Гибкие семейные системы адаптируются к меняющимся условиям легче подобно здоровым организмам. Семейные системы ригидные, придерживающиеся установленных регламентов испытываются трудности, а порою и кризисы.

Так, например, в периоды социальных потрясений, таких как военные действия, многие семьи объединяются и эта стратегия существенная для выживания. Более тесный контакт и сплоченность помогают преодолеть тяжелые условия.

Когда же внешние условия перестают быть угрожающими, менее гибкие семейные системы склонны все еще сохранять тесный уровень внутренней сплоченности. Но в изменившихся условиях он уже препятствует нормальному развитию системы и отдельных ее членов и вызывает проблемы. Так например, может формироваться миф “мы дружная семья” с его запретом на открытые конфликты и проявление недовольства к членам своей семьи.

Стратегии семейного воспитания заметно влияют на поведение ребенка в детских коллективах и учебных заведениях. Определяются они как мерой заботы родителей по отношению к ребенку, так и типом отношений к нему. Существуют наиболее выраженные деструктивные стратегии, при которых формирование эмоционально-личностной сферы ребенка искажается, что приводит к возникновению у него проблем социализации и самореализации. Кроме того, выделяют разные стили воспитания: материнский (более заботливый), отцовский (более авторитарный).

Степень благополучия семейной системы оценивается также по степени напряжения и тревоги, либо же удовлетворенности, которую испытывает человек в собственной семье. Высокий уровень тревоги способствует как нарушениям адаптации в обществе, так и развитию психосоматических жалоб. Зачастую на уровень напряжения влияют отношения между родителями (супругами), т.е.  степень удовлетворенности браком.

 

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны