Семейные системные терапевты рассматривают семью как целостный живой организм, которые развивается в соответствии с законами, существующими в системе по определенным циклам.
Представление о семье как системе опирается на кибернетику и общую теорию систем, одним из основоположников которой был Л. фон Бертланфи. Для подхода характерно:
-
- Представление о целом, которое больше чем сумма его частей
- Все процессы и составные части системы влияют и взаимно обуславливают друг друга.
Семейная система – самоорганизующаяся система, источник преображений которой лежит внутри нее самой (Черников, 1997).
В этом подходе преобладает системный взгляд на источник дисфункций и проблем у членов семьи, так как считается, что мотивы и поступки членов семьи складываются под влиянием правил функционирования их семейной системы, а не изолированно.
Поэтому изменения системных параметров (таких как семейные роли, дистанция, границы, иерархия и т.д.) влечет за собой более стабильные, глубоки и долгосрочные изменения в поведении и эмоциональном состоянии членов семьи, чем работа индивидуальная с одним из ее членов.
Семейная система функционирует по двум главным законам: закону гомеостаза и закону развития.
Закон гомеостаза отражает стремление системы к постоянству, к стабильности.
В случае семьи это означает стремление сохранить status quo и сопротивление переменам, даже если ожидаемые события могут быть радостными. Действие этого закона хорошо известно семейным терапевтам, которые сталкиваются с сопротивлением семьи переменам в терапии, вопреки заявленному желанию к осуществлению перемен.
Закон развития заключается в стремлении семьи пройти полный жизненный цикл.
Жизненный цикл это определенные стадии развития семейной системы, связанные с объективными обстоятельствами, такими как изменение возраста членов семьи, изменение состава семьи и семейных ролей.
Вариант типичного жизненного цикла семьи (Carter, McGoldrick, 1980):
- “Время монады”. Жизнь одинокого молодого человека, живущего отдельно от родителей. Это время крайне важно для формирования независимых от родительских взглядов на жизнь.
- Встреча будущего брачного партнера, влюбленность и возникновение идеи брачного союза, стабильных отношений.
- “Время диады”. Заключение брака, начало совместного ведения хозяйства. Это время первого кризиса семьи, так как связано с неизбежным согласованием ожиданий, ролей и вкладов, с распределением функций.
- Появление ребенка. Семья переходит к этой стадии в случае преодоления кризиса предыдущей и сохранения брака. Появление члена семьи неизбежно меняет структуру семьи, делает ее более устойчивой, но увеличивает дистанцию между супругами. Возникает необходимость пересмотра ролей и функций.
- Появление второго ребенка. Сложности этой стадии связаны с изменениями отношений родителей к первенцу и взаимоотношениями между детьми, детской ревностью и борьбой за внимание родителей. С появлением второго ребенка в семейной системе появляется детская подсистема параллельно с супружеской. Сложности этой стадии – возможные искажения детско-родительских отношений, коалиции с одним из детей и связанные с этим психосоматические и поведенческие расстройства детей.
- Школьное обучение детей. Время, когда семья сталкивается с нормами и правилами внешнего мира, которые могут отличаться от внутрисемейных правил. Этот конфликт может приводить к трудностям социализации детей. Наличие проблем на этой стадии выявляет нарушение внешних границ семьи – между семьей и социумом.
- Дети достигают пубертатного периода. Это стадия начала сепарации от родителей. Именно эта стадия проверяет жизнеспособности функционирования семейной системы.
- “Стадия опустевшего гнезда”. Дети покидают родительский дом и начинают жить самостоятельно. Родители остаются вдвоем. В случае смерти одного из них эта стадия также переходит в стадию монады, то есть человек живет один.
Таковы основные этапы, которые проходит любая семья в своем развитии. Однако, могут отличаться некоторые детали. В частности не все семьи начинают свое существование с нуклеарных, то есть живущих отдельно от родителей. Для российских условий существуют свои особенности, связанные с тесной связью со старшими поколениями, часто бывает, что под одной крышей живет семья в трех поколениях.
Семейные кризисы – это сложности, связанные с переходом с одной стадии жизненного цикла семьи на другую.
Именно с необходимостью перестраивать внутрисемейное взаимодействие, выстраивать новые договора, менять привычные роли связаны те семейные проблемы, с которыми обращаются к психотерапевтам.
При этом можно сопоставить семейные кризисы с возрастными кризисами личностного развития (Э. Эриксон), которые неизбежно проходит человек по мере взросления.
Не все семьи оказываются способными пройти жизненный цикл целиком, многие распадаются, как известно из статистики разводов.
Однако, не только распад семьи свидетельство неудачи в прохождении какой-то из стадий жизненного цикла. Существуют и скрытые проблемы, несущие функцию сохранения семейного взаимодействия (закон гомеостаза) и препятствующие переходу семьи на следующую стадию. Этими проблемами могут выступать болезни и недееспособность членов семьи, различные нарушения поведения у детей.