Игра – путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить”.
М. Горький
Развивающая группа RPG – ролевое моделирование – для подростков 9-12 лет решает задачи:
Коррекции поведения и дисциплины:
– развитие умения следовать установленным правилам, снятие “протестных реакций” на установленные правила и демонстративного поведения.
Коррекция отношения к «я» (к себе):
— формирование наиболее адекватной самооценки;
— приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
— формирование и развитие навыков саморегуляции, умения планировать и прогнозировать последствия собственных действий и принимать на основе этого решения;
— укрепление волевых качеств, развитие инициативности и ответственности,
— развитие креативности, творческих способностей и умения находить нестандартные решения.
Коррекции отношений в группе сверстников
— развитие отношений партнерства и сотрудничества, умения работать в команде,
— развитие навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов,
— достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
— устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
Для подростка огромное значение имеет общение со сверстниками и утверждение своей позиции в группе. На первый план выходят вопросы отстаивания своего мнения, убеждения других и стремление к лидерству. Когда у ребенка это не получается, он может перейти к позиции отрицания, протестному и агрессивному поведению среди сверстников. Зачастую проблема поведения ребенка влечет за собой снижение учебной мотивации и ухудшает отношения с учителями, а также способствует уходу ребенка в «виртуальный» мир компьютерных игр. Это еще больше усугубляет проблему, так как ребенок не приобретает реальных навыков социализации.
Групповые занятия способствуют формированию у ребенка навыков эффективного социального взаимодействия со сверстниками, умения слушать и слышать других, а также умения убедительно излагать и отстраивать собственную точку зрения.
Групповые занятия построены таким образом, чтобы способствовать проявлению инициативы, формированию командного взаимодействия и взаимовыручки в безопасных условиях ролевой игры.
В процессе занятий дети учатся:
- быть более открытыми в проявлении своих идеи и мнений,
- убеждать других аргументировано,
- видеть последствия своих действий, мыслить стратегически,
- брать ответственность за собственный выбор,
- проявлять лидерские качества,
Использование ролевой игры как образовательной и тренинговой технологии является частью более широкого набора техник, известных под общим названием «моделирование и игра». Это техники, цель которых снабдить учащегося упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование), либо структурированной системой соревновательной игры, которая включает в себя изучаемый материал (игра).
В игре обучение происходит не в пассивном, а в интерактивном формате, когда участники проявляют инициативу и видят результаты своих действий. Интерактивность ролевого моделирования позволяет каждому участнику почувствовать свою значимость в общей динамике игрового процесса.
Внутренняя динамика команды или группы дает возможность ее участникам учиться друг у друга и перенимать успешные стратегии. Сюжетно-ролевая игра – особый вид моделирования, который фокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия участников.
Для игры детям не нужно ничего, кроме своего воображения!
На занятиях дети играют, воображая себя рыцарями, охотниками, изобретателями. И в этих ролях они сталкиваются с самыми разными ситуациями, убеждают, просят, принимают решения
– и видят последствия своих действий.
Это самый главный момент: ребенок видит ситуацию, очищенной от шелухи, может легко оценить результат своих действий и извлечь уроки из ошибок. Увлекательная история заставляет их переживать за своего героя, внимательно следить за его приключениями и вместе с ним идти к победе.
Роль – это маска, которая придает ему чувство уверенности, а то, что он делает в этой роли – это его действия. Выбирая дорогу, руководя товарищами он уже не просто делает что-то наугад, он начинает думать, планировать.
Разные ситуации и разные люди, роль которых играет ведущий, дают ему возможность “безболезненно” – без вреда для настоящей жизни методом проб и ошибок выявить эффективные способы коммуникации, научиться “играть роль”: быть твердым и решительным, когда командуешь, быть сдержанным, когда ведешь переговоры, правильно задавать вопрос, когда ищешь ответ.
В структуре сюжетно-ролевой игры принято выделять следующие компоненты:
- Роль
- Игровая ситуация
- Ролевые действия
В процессе игры участник, то есть Игрок создает некое воображаемое лицо – Роль. В сюжетно- ролевой игре роль предполагает обладание некоторыми качествами и умениями, которые игрок отыгрывает.
В групповом процессе ведущие группы создают некоторые игровые ситуации, с которыми участники игры должны совместно справиться и принять решение. Моделируются как типичные ситуации общения, так и нестандартные, из которых участникам предлагается найти выход. На основе игровых ситуаций участники учатся не только мыслить творчески, но и взаимодействовать как команда, учитывая действия и решения других участников группы. Ролевая игра предполагает большую гибкость и широту вариантов реагирования, поэтому участники могут применять самые разные стратегии решения возникшей игровой проблемы – и получать обратную связь, то есть видеть последствия своих решений.
Обучение в ролевой игре происходит как непосредственное, то есть вследствие собственных действий, так и опосредованное – за счет наблюдения за действиями и решениями других участников группы.
Ролевая игра – альтернативный способ обучения, который часто подходит тем детям, которые испытывают трудности в адаптации к стандартной системе обучения.
Ролевая игра обладает рядом преимуществ:
– помогает выразить скрытые чувства
– дает возможность поупражняться в различных типах поведения, значительно обогащает набор социальных навыков и сценариев,
– является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие,
– обеспечивает быструю обратную связь и ученику и наставнику,
– изменяет установки,
– учит контролировать чувства и эмоции,
– делает процесс взаимодействия интенсивным и эмоционально насыщенным, что особенно важно для детей с трудностями внимания,
– устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями, так как навыки, приобретенные в ролевой игре, могут быть непосредственно перенесены на ситуации взаимодействия в повседневности.
Ролевая игра выполняет в образовательном процессе следующие функции:
- Мотивационно-побудительную, (моделируя ситуации межличностного общения, ролевая игра побуждает участников к совместной выработке компромиссных решений, развитию различных навыков)
- Обучающую (в игре участники получают возможность в интерактивном формате осваивать полезные коммуникативные навыки)
- Воспитательную (трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на подростка. Игра помогает сплотить юношеский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. )
- Ориентирующую (ролевая игра формирует у учащихся способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.)
- Компенсаторную (Характеризуя ролевую игру, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у подростка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности – в игровой деятельности. Такого рода противоречие характеризует и детей подросткового возраста. Более того, подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подроста, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.)
Участники занятий в моделируемых ситуациях сюжетно-ролевой игры вырабатывают различные стратегии решения тех или иных игровых ситуаций, в результате участники находят наиболее эффективные способы договариваться друг с другом и с участниками сюжетного игрового пространства. это в свою очередь способствует расширению диапазона используемых социальных “ролей”, повышению эффективности социального взаимодействия участников уже вне игрового пространства, т.к. они могут использовать приобретенные в игре навыки для взаимодействия в реальном мире. Групповая работа построена таким образом, чтобы способствовать развитию эффективных навыков коммуникации, расширению используемых социальных “ролей”.
Образовательные программы с использованием ролевого моделирования с успехом применяются зарубежом и уже давно доказали свою высокую эффективность.
Оставить заявку на участие в программе Вы можете используя форму ниже
с пометкой “Ролевое моделирование”
Поля не найдены.