Признаки наличия посттравматического стрессового расстройства у детей

Родители, встревоженные психологическим состоянием своего ребенка иногда обращаются к психологу если видят, что ребенок выбирает для рисунков преимущественно черный цвет или темные оттенки. Этот признак далеко не всегда указывает на наличие внутренней тревоги и напряжения у ребенка.

Существует набор критериев, по наличию которых можно с уверенностью выявить у ребенка посстравматическое расстройство.

Согласно DSM-IV( Американская психиатрическая ассоциация, 1994) травматическое событие означает «фактическую или угрожающую смерть или се­ рьезное повреждение, или угрозу физической целостности по отноше­нию к себе или другим» в сопровождении опыта «интенсивного страха, беспомощности или ужаса».

Рассмотрим некоторые признаки наличия ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) у детей:

  • Дети, пережившие травматическое событие могут навязчиво воспроизводить в игре. В этом случае такие игры не приносят облегчения, Не наступает катарсического освобождения от повторения. Характеристика такой игры – монотонность и однотипность сюжета, без развития и движения.
  • Нарушение познавательной сферы. Ухудшается внимание, память, что в свою очередь отражается на учебном процессе. Школьники начинают отставать от программы.
  • Затрудняется долгосрочное планирование. Ребенок не может представить себе, какую хочет выбрать профессию, карьеру, семью.
  • Нарушение сна. Страхи и тревога преследуют ребенка в сновидениях, нередко кошмарных.
  • Повышенная физиологическая возбудимость, снижается контроль над собственной импульсивностью.
  • Избегание мест, связанных со стрессовым эпизодом,
  • Соматические жалобы, расстройство аппетита,
  • Появляется недоверие к людям, самооценка ребенка неадекватно снижена.

 

Существует классификация видов насилия по отношению к детям (руководство по предупреждению насилия над детьми (1997) под редакцией М. Д. Асановой):

Физическое насилие — это любое неслучайное нанесение повреж­дения ребенку в возрасте до 18 лет.

Сексуальное насилие — это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение — это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие — хронические паттерны поведения, та­кие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ре­бенка.

Как видно уже из приведенной классификации, некоторые виды насилия присутствуют в жизни многих детей, родители которых не расценивают применение физической силы по отношению к ребенку как нечто недопустимое. Зачастую объясняя это тем, что ребенок “иначе не слышит”.  В детстве, как правило, сами родители подвергались подобному обращению.

Круговорот насилия через поколения в семье “нормализует” агрессию, которая нормой быть не должна. Эмоциональное давление, унижение и оскорбление также являются агрессией по отношению к детям и имеют серьезные последствия для развития личности ребенка, влияют на его общительность в кругу сверстников, на его успехи в учебе. Насилие и проявление агрессии по отношению к ребенку часто приводит и к агрессивному поведению самого ребенка.

Признаки наличия стрессового расстройства, психическое напряжение, соматические дисфункции и нарушения поведения могут возникать у ребенка, который подвергался физическому и психологическому насилию в семье в течении длительного времени.

 

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны